Александра Артамонова
Немота стены
Как мы попрощались с Кенигсбергом, Калининградом и той визуальностью, которую считали своей
Поводом к написанию этого итогового текста стали как будто бы формальные вещи: современный опыт городской реновации, фокусы маскировки, обращение к наследию и гению места. На деле же — это довольно вольное и не очень обширное размышление о том, что случилось с визуальным и культурным ландшафтом города за последний год и что по-прежнему, несмотря на все старания, остается его доминантой, которую нужно уметь рассмотреть.
Не знаю, на что обращает внимание турист, приехавший в город К. в этом году — удобные, там, дороги, доступная транспортная сеть, навигация на трех языках и так далее, но мне, как человеку, который в городе К.живет, видно, что из открытого городского пространства исчезли практически все народные граффити. Их было достаточно ещё в прошлом году, их было очень много на протяжении всех нулевых. Исчезли анонимные городские надписи: отчаянные высказывания на различные темы от политики до любви, призывы и разоблачения, утверждения и несогласия. Они возникали (и продолжают в редких, совсем исключительных случаях — реклама телеграм-каналов не в счет — возникать) на теле города стихийно — на дверях подъездов, брусчатке, стенах жилых домов (и в этом случае год постройки, довоенное время или послевоенное уже не играет большой роли), заборах и так далее. Народная артистическая рефлексия, нацарапанная наскоро гвоздем, написанная мелом, размашисто распыленная из баллончика с краской. Здесь звезда Давида и надпись Ханука (их в одно время были сотни по городу) соседствовала с обличением депутата Д. в воровстве. Восклицание «Кёниг, твою мать, мой родной город!» — с экзистенциальным «Я кто?». Критическая апелляция к НАТО «НАТО – бесы» — с безапелляционным «немцы не пройдут». Они затрагивали воспоминания, комплексы, нравственные устои, политику, внедрялись в табуированные зоны. Появлялись быстро, исчезали тоже быстро: закрашивались, замазывались, нецензурно дописывались. Сам факт написания — репрезентация аффекта, вызванного в очередной раз распавшимся культурным и социальным пространством. Кажется, что в прошедшем году в городском пространстве остались рисунки только разрешенные. Все эти щитовые будки, на которых красуются Лев Яшин и футбольная сборная Хорватии, торцевые стены и брандмауэры домов, с которых улыбается Иммануил Кант и космонавт Леонов парит в условном космосе (впрочем, еще несколько лет назад популярными героями подобных разрешенных муралий были «вежливые люди») не приглашают больше к разговору, а свидетельствуют о том, что разговор окончен. По крайней мере, в ближайшее время.
Вообще же самое известное анонимное граффити, которое можно отнести к ряду первых, появилось в Калининграде послевоенные годы: кто-то написал на стене усыпальницы Канта фразу «Теперь ты понял, что мир материален». Если же вспоминать последние популярные аналогичные работы, то одна из них опять же связана с философом — на Домике пастора в поселке Веселовка, где несколько лет жил Иммануил Кант, появилась надпись «Кант — лох». Впрочем, её быстро замазали. Пасторский домик капитально отремонтировали, отреставрировали и открыли для посетителей в августе этого года: очищенный красный кирпич (удивительно, что на этот раз обошлось без слоев утеплителя с внешних сторон), новая черепица, печи, собранные из фрагментов других печей, найденных в других городах области, круглый пегий ковер между этажами, в развлекательной программе — интерактивная игра, посвященная жизни Канта. Сейчас музей для посетителей временно закрыт, его передают в ведомство Кафедрального собора. Говорят, что экспозиция будет расширена. Надеемся, что обойдется без нелепостей: лет пять назад один из тематических залов собора украшал манекен в комзоле и парике. Манекен изображал Канта, в руках у него была туристическая немецкая трость, украшенная разными жетонами, на одном жетоне был изображен Микки Маус. Вообще, образу Канта в этом году досталось как ни в какие другие: неизвестные облили розовой краской памятник философу, могилу и мемориальную табличку на Ленинском проспекте. Версий причин произошедшего много. Одна из них — очередной виток борьбы с так называемой «ползучей германизацией». Виновные не найдены, краску отмыли довольно быстро, историческое наследие в своей большей части остается неудобным.
В разговорах о подобных неудобствах и территориях мне нравится вспоминать исследователя Пола Фассела, который в книге «Великая война и современная память», посвящённой как раз Первой мировой, цитирует письмо одного солдата. Боец поражён видом ландшафта, исковерканным воронками и траншеями, и пишет сестре: «Я совершенно не в состоянии себе представить, как это можно выровнять обратно». Обратно — нет, но «выравнять» в значении «сделать равным предложенным обстоятельствам времени или существующему политическому режиму» — пожалуйста. Здесь (в Калининграде и области) на протяжении десятилетий советское отчаянно пытается притвориться немецким, ганзейским, в общем — импортным; немецкое — для собственной же сохранности — советским, каким-то неопределенным, как будто бы новеньким. Одно парадоксальным образом соседствует (в самом прямом смысле этого слова) с другим: вот застройка начала двадцатого века, дом из красного кирпича, старая черепица, лепнина, мелкая расстекловка окон, а к нему вплотную пристроена панельная «хрущёвка». Вот, пожалуйста, грубый бетонный (или цементный) шов — как граница, метафора чёткого деления времени на до и после. Мы можем говорить о выравненном ландшафте Калининграда — урбанистическом или природном — в рамках концепции палимпсеста, наслаивании пластов визуальной информации о той повседневности, которая исчезает, но нуждается не только в фиксации, но и в осмыслении. Продолжая размышлять о концепции палимпсеста, можно представить себе ситуацию, когда спустя десятилетия строители счистят слои штукатурки и краски с домов — и вот, допустим, «Кант — не лох», «Кёниг, твою мать, мой родной город», «Балтика — чемпион» и так далее окажутся всего лишь в паре метров от рукописной вывески какого-нибудь пекаря или портного, трудившегося здесь в начале двадцатых годов ХХ века. Но это маловероятно: методы новейшей реновации таковы, что сперва все слои сдираются до кирпичей, потом поверхность зашивается гипсолитами, потом закрашивается. Правда, ничто не мешает опробовать и свежеокрашенную стену.
За довольно короткий промежуток времени (терминальная стадия началась в последние месяцы подготовки к Чемпионату мира по футболу) визуально мы лишились всего того, что создавало картину места — стен из красного кирпича (запекшаяся кровь), щербатой черепицы, тяжелых деревянных дверей, расстекловок, объема. Всего, что рассказывало о том, что, грубо говоря, было здесь за много лет до тебя.
За примерами ходить далеко не нужно: жители Балтийского района могут прогуляться по пока еще мощеной, но уже наполовину конфетной и отрадной улице 8 Марта. Жители центральных райнов — посмотреть, как по стенам домов в Амалиенау пошли не трещины, а пустила белые пластиковые щупальцы замаскированная проводка, и так далее. О выравнивании послевоенного ландшафта говорит и то, что было разрушено, стёрто с лица города. Кажется, что в данном пространстве главная речь принадлежит всё же руинам и пустырям. Образ руины — важный и характерный для античности, красноречивый — здесь хорошо прижился. Для рассказа о руине и пустыре нам понадобится поэзия: довольно классическая, но тоже обусловленная гением места.
Иосиф Бродский в 1964 году после посещения Калининграда пишет стихотворение «Einem alten Architekten in Rom»: как будто бы описывает разоренный и переименованный город, в котором руина — доминанта пейзажа; она абсолютно привычна, она включена в городскую жизнь и придаёт пространству некую «подлинность», историческую плотность. Но ещё — что важно — внушает бодрость. «И если здесь поковырять (по мне, / разбитый дом, как сеновал в иголках), / то можно счастье отыскать вполне / под четвертичной пеленой осколков». Разрушение — это не только картина физического насилия над городским ландшафтом, но и переходная зона между пространством и временем. Сама развалина — метафора потока времени, способ природы указать на пустоты и таким образом подготовить нас к смерти. Но к смерти не как к моменту расставания навсегда, а, «скорее явлению постоянства, выраженного через пустоту».
Жизнь руины в последние годы в современном Калининграде и области довольно коротка: разобрали этот жилой квартал, эту казарму, эту старую конфетную фабрику, месяц (а то и меньше) полежали груды кирпича, потом их куда-то увезли. В некоторых случаях мы можем наблюдать это в режиме реального времени: обрушился летом фрагмент многострадальной Кройц-аптеки, видео моментально попало в ютьюб. В общем, обломков практически не остается, но остается пустырь — он может очень быстро зарасти травой (как на месте бывшей кондитерской фабрики), на нем могут что-то построить (и это сделают на месте бывшей кондитерской фабрики)— современное и многоэтажное. Но эта пустота будет сквозить и через дворы, и через строительные леса и сетки, и через буйство непонятных не ботанику трав. Нужно только понимать, что пустырь — это ни в коем случае не отсутствие пейзажа, а ландшафт, который застыл между тем, чего больше нет, и тем, чего ещё не случилось.
Исследователь Дилан Тригг одно из своих эссе посвятил современному бытованию руины. «Руины не просто искореженная материя — это еще и спутанное время. Руины — это ржавчина, которая разъедает границы между прошлым и настоящим. Вопрос не в том, где находятся руины, вопрос — когда, в каком времени они присутствуют? ….Более того, руины ослабляют нашу привязанность к местам. Случается, что нам нравится какой-то определенный уголок на планете, однако, если в этом уголке есть руины, привязанность все время сталкивается с образом перемен. Если любишь руины, то рано или поздно останешься с разбитым сердцем». Вопрос остается только в том, руины какого города мы будем наблюдать в дальнейшем.
Противостоять волне утрат и разрушений невозможно. Кёнигсберг, каким мы его себе представляем, остался на архивных открытках и фотокарточках — его больше не существует. Когда-то он уступил место Калининграду, но и того Калининграда, к которому мы привыкли, тоже больше нет. Его место теперь занимает совсем другой город: с блестящими билдингами, торговыми центрами, строго выделенными местами для проведения досуга и купания в фонтанах, город подземных и надземных парковок, разбитого асфальта и пенопластовых стен: с одной скалится Кант, с другой — Леонов шлет всем привет из безвоздушного пространства.
Текст
  • Александра Артамонова
  • Татьяна Зиберова
  • Максим Корончик
  • Алла Сумарокова
  • Денис Туголуков
  • Вадим Хлебников
верстка
  • Артем Дубинин
  • Татьяна Зиберова
  • Денис Туголуков
фото
  • Алексей Милованов
  • Виталий Невар
  • Денис Туголуков