«Альма-член»

«Альма-член»
Кадр из фильма «»
23 февраля, в День защитника Отечества, в кинотеатре Заря состоялось открытие юбилейного, пятого Фестиваля кино Северных стран. Вместе с сотнями любителей синематографа, пришедшими на премьерный в России показ киноленты «То, что ее заводит», «Афиша Нового Калининграда.Ru» погрузилась в мир эротических подростковых фантазий, созданных норвежским режиссером Яннике Систад Якобсен.

Скажите, кто из нас не бывал несправедливо обижен в подростковом возрасте? Сколько раз мы представляли себе, как «будет уже поздно», упиваясь горьким чувством восторжествовавшей (в нашем воображении) справедливости? Реальность, как правило, оказывалась слишком банальной: чаще всего подростковые обиды просто забывались…

Альма – пятнадцатилетняя норвежская девчонка. Она живет вместе с мамой неподалеку от небольшого захолустного городка, в котором находится ее школа. Горы, леса и луга с пасущимися на них овцами, соседские дети, целыми днями прыгающие на батуте, безлюдные дороги – все это наводит на Альму уныние. Ее идеал в этом отношении – Мария, сестра лучшей подруги Сарылу, сумевшая уехать отсюда в Осло.

Правда, в отличие от последней, Альма не горит желанием бросить все и уехать. Она влюблена в своего одноклассника Артура, и мысли о сексе постоянно занимают ее воображение. Во время вечеринки в молодежном центре они, наконец, остаются наедине, но вместо того, чтобы нежно обнять Альму (как она себе это представляла), Артур упирается пенисом ей в бедро…

Историю первой любви, разочарования и взросления нам показывали уже не один десяток раз. Сложный для осмысления подростковый мир, живущий по своим, порой бессмысленно жестким правилам, отсутствие взаимопонимания между детьми и родителями – все это присутствует и в данной киноленте. Однако режиссеру Яннике Систад Якобсену удалось не просто рассказать очередную историю, полную социальных и нравственных противопоставлений - «То, что ее заводит» прямо-таки с головой погружает нас, взрослых, в воспоминания, заставляя рыться в памяти и улыбаться, сопоставляя свои, пережитые когда-то ситуации с происходящим на экране.

Здесь нет беспощадной жестокости, заставляющей содрогнуться (как например в фильме «Класс» эстонского режиссера Ильмара Раага), хотя ситуация отнюдь не безобидна – из-за малодушия Артура, не пожелавшего признаться сверстникам в произошедшем, Альма становится изгоем, от которого отворачиваются все, в том числе и лучшая подруга. Даже стены в школьном туалете исписаны обидным прозвищем «Альма-член». Мама девочки не догадывается об этом, она шокирована счетами за «секс по телефону» и не желает находить общий язык с подростком. 

Импульсивные поступки главной героини кажутся нелогичными и глупыми, но мы же с вами не зря вспоминали вначале о «торжестве справедливости»? Поддаваясь эмоциям, Альма наугад движется вперед, и ситуация, живо разыгранная в детском воображении, материализуется. Хэппи-энд в данном случае - всего лишь закономерный финал в череде умиляющих своей непосредственностью действий подростка, справедливость все-таки восторжествовала!

«Такого удовольствия от кино я не получал уже давно!» - подобных восклицаний в фойе кинотеатра после окончания сеанса было более, чем достаточно. Зрители выходили на улицу с улыбками на лицах - история, рассказанная подростком, подкупает своей искренностью и простотой, Яннике Систад Якобсен сумела снять мелодраму, позволившую взрослым пережить приятные мгновения юности.