«Немецкое вторжение в „День Красной армии“»: репортаж с концерта трио «Ada»

В четверг, 23 февраля, в ночном клубе «Универсал» прошло выступление «Ada trio» — коллектива, возглавляемого легендой европейского фри-джаза Питером Брецманном. За тем, как семидесятилетний джазмен и его менее возрастные коллеги устраивали на сцене упорядоченный музыкальный хаос, наблюдала «Афиша Нового Калининграда.Ru».

Сразу после окончания премьерного показа киноленты «То, что ее заводит», открывшей пятый по счету Фестиваль кино Северных стран в Калининграде, многие зрители, выходя из фойе кинотеатра «Заря», сворачивали за угол, в клуб «Универсал». В этот вечер там должен был состояться концерт трио с немного двусмысленным (если осмысливать по-русски) названием «Ada».

Ada trio — это проект ветерана европейского фри-джаза Питера Брецманна. В его состав, помимо самого Брецманна, входят один из наиболее заметных виолончелистов в «свободной музыке» Фред Лонберг-Холм и уже бывавший с концертом в Калининграде барабанщик Паал Нильссен-Лав.

Впервые в таком составе музыканты сыграли в апреле 2011 года на одном из концертов, посвященных юбилею Брецманна, в Вуппертале. Выступление состоялось в Cafe Ada, а Ada Trio с тех пор выросло в полноценный коллектив, который отправился в европейское турне. России в его рамках «досталось» два концерта — 22 февраля музыканты выступили в московском культурном центре «Дом», а 23-го добрались до Калининграда.

Семидесятилетнего Брецманна часто называют одним из основателей европейского фри-джаза. Родившийся в немецком Ремшайде, он впервые познакомился с джазом, еще будучи школьником. В молодости Брецманн изучал живопись в Вуппертале, и сегодня фрагменты его картин часто становятся обложками к новым пластинкам. Фред Лонберг-Холм и Паал Нильссен-Лав являются многолетними участниками Chicago Tentet — знаменитого брецманновского «биг-бэнда». Оба музыканта, по мнению многих, являются лучшими мастерами в своей области на настоящий момент.
Танцпол ночного клуба по такому случаю был уставлен ровными рядами стульев — танцевать под аккомпанемент «адового» ансамбля явно никто не собирался. Да что там танцевать — некоторым из посетителей, оказавшимся в этот вечер в «Универсале» по рекомендациям знакомых, но не имеющим ровным счетом никакого представления о фри-джазе, его и слышать-то было не очень приятно.

Концерт начался резко и пронзительно — музыканты не дали слушателям времени на «раскачку», разом заиграв композицию в высоком темпе. Пауза в их игре наступила минут через пятнадцать. Едва зрители перевели дух, как трио «зарядило» следующую пятнадцатиминутную композицию. В какофонии звуков постепенно стали угадываться четко выверенные порядок и стройность.

Мало-помалу музыка стала захватывать с головой и самого семидесятилетнего джазмена: меняя духовые по нарастающей, он поначалу слегка покачивался в такт мелодии, а добравшись во втором отделении концерта до тенор-саксофона, вступил с ним в ожесточенную схватку. Впрочем, во время редких электронных экспериментов Фреда Лонберг-Холма с бас-гитарой, Брецманн принимал вид настолько безучастный, что начинало казаться, будто музыкант гитару за инструмент не считает.

Перерыв наступил также неожиданно — зрителей вернул в реальность Артем Рыжков, сообщивший, что с начала концерта прошло без малого сорок минут. Под совместный аккомпанемент Джона Колтрейна и Дюка Эллингтона часть слушателей потянулась к барам, некоторые — к выходу. Аудитория в партере за время паузы сменилась почти полностью: зрелые люди заполняли места, которые до этого занимала многочисленная молодежь — из последних к началу второго отделения остались лишь самые терпеливые.

И вновь зал погрузился в атмосферу свободной, ничем не ограниченной экспрессии. Брецманн, несмотря на возраст, извлекал из инструмента душераздирающие звуки, и лишь дыхания не хватало возрастному джазмену, чтобы делать это беспрестанно. Казалось, если бы не постоянная необходимость набирать в легкие воздух, мелодия из его саксофона никогда бы не прерывалась…

Спустя еще сорок минут зал взорвался аплодисментами; покинувшие площадку музыканты вышли на бис и исполнили еще одну композицию, но зрители совсем не собирались их отпускать — нескончаемые аплодисменты длились до тех пор, пока трио Ada не вышло на сцену вновь для того, чтобы сыграть еще один кусочек своей прекрасной «адовой» музыки.

Текст, фото — Денис Туголуков

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]