21 января в Калининградском областном музыкальном театре состоялся очередной показ премьеры нынешнего сезона, спектакля «Королевские игры» по пьесе Григория Горина в постановке Елены Сафоновой. За историей взаимоотношений английского короля Генриха VIII и Анны Болейн с фотоаппаратом в руках наблюдал Денис Туголуков, а с исполнителем главной роли Михаилом Ляховым беседовала Евгения Романова.
— Михаил, это ведь твой первый опыт работы с Еленой Сафновой как с режиссером?
— Да, и это ее первая режиссерская работа в Калининграде. Имя Елены Сафоновой людям, которые интересуются театром, достаточно известно. Она долгое время работала главным художником
— О своей роли в «Королевских играх» расскажи поподробнее.
— Это роль, развивающая меня, можно ее положить в свою профессиональную копилку. Мне кажется, что многое в ней мне удалось, через нее я начал открывать в самом себе
— В каких еще спектаклях музтеатра ты занят как актер?
— Практический во всем серьезном репертуаре. Иногда мне позволяют даже выйти и
— Ты сначала окончил РАТИ/ГИТИС как актер драматического театра, а потом получил образование еще и как режиссер музыкального театра. Решение идти в режиссуру пришло изнутри, или больше ты ориентировался на внешние обстоятельства, потому что был конкретный театр, в котором ты смог бы стопроцентно реализоваться как режиссер?
— Калининградский музыкальный театр был всегда театром разносторонним, и я как актер играл и в мюзиклах и драматических спектаклях, развиваясь в обоих направлениях. Почему пошел в режиссуру? Актерское счастье — это умение выстраивать некий мир внутри себя. Режиссер, помимо своего внутреннего, создает миры внешние, зримые. Зритель либо принимает эти миры, либо отторгает. Если зритель принял режиссерский мир, жил в нем, сострадал, радовался, и в конечном итоге с ним случился катарсис, это замечательно. По таким критериям и делается выбор в пользу того или иного спектакля: впечатлил ли он тебя, захотелось ли проникнуть глубже в созданный режиссером мир. К режиссуре меня подтолкнула
— Спектакль «Театр одного зрителя» стал твоим первым опытом работы в Калининградском областном драматическом театре. К сожалению, в прошлом сезоне он не шел вообще, что будет в нынешнем? Какова вообще его судьба?
— Это печально, конечно. В этом сезоне он прошел всего один раз, причем, мне пришлось делать два ввода. А не идет он потому, что нерентабелен. Я прекрасно понимаю художественного руководителя драмтеатра: в малом зале всего 60 мест, в спектакле заняты 10 артистов — с точки зрения экономики театра это, видимо, невыгодно. Мне бы очень хотелось, чтобы спектакль шел. Он камерный, интересный, можно было бы его
— Будут ли у тебя еще
— Михаил Андреев сразу после премьеры моего «Директора театра» предложил мне поставить в облдрамтеатре сказку. 26 мая планируется премьера — такой почти мюзикл для всей семьи «Красная шапочка» по мотивам сказки Шарля Перро. Мне кажется, детский театр сегодня — это театр для всей семьи, залы не должны набиваться только детьми. Для этого надо делать такие спектакли, которые были бы интересны и детям, и папам, и мамам, и бабушкам, и дедушкам. Собственно, в этом и заключается секрет современной голливудской мультипликации: «Шрека» смотрят с удовольствием и взрослые, и дети. Так надо и в театре делать.
— А ты мог бы поставить спектакль с собой в главной роли?
— Сейчас я склонен думать, что это было бы ошибкой.
— Это вообще невозможно для тебя?
— Возможно, но не всегда на выходе получается удачно. Художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин, перед которым я преклоняюсь, не позволяет себе ставить на себя спектакли, а приглашает специального режиссера. Невозможно одновременно быть внутри и видеть со стороны себя и всю картинку в целом. Особенно, если ты играешь главную роль.
— Твоей дипломной работой как режиссера музыкального театра была одноактная опера «Директор театра». Почему выбор пал именно на эту оперу?
— В нашем театре работают и драматические артисты, и солисты. И именно в этой опере было возможно объединение. Когда я узнал историю создания «Директора театра», мне стало обидно за Моцарта. Дело в том, что эта опера была сочинена им для конкурса, но публика ее освистала, а победил в конкурсе Сальери. Вот так! «Директор театра», на мой взгляд, гениальнейшее произведение, а увертюру утром послушаешь — такой сумасшедший заряд на весь день.
— Теперь ты будешь ставить в музтеатре «Богатырей» Александра Бородина. Эта опера, насколько я понимаю, не ставилась вообще?
— Нет, постановки были. В 1867 году, если я не ошибаюсь, состоялась премьера
— Не страшно браться за то, что никто не делал до тебя?
— Боязнь всегда присутствует, страх — движущая сила. Это помогает: сто раз проверишься, сто раз засомневаешься, долго будешь искать более точное, более идеальное решение, но все равно идти к цели.
Текст - Евгения Романова, фото - Денис Туголуков.