Михаил Ляхов: «Я не побоялся шагнуть в эту профессию»

Михаил Ляхов: «Я не побоялся шагнуть в эту профессию» Михаил Ляхов: «Я не побоялся шагнуть в эту профессию» Михаил Ляхов: «Я не побоялся шагнуть в эту профессию» Михаил Ляхов: «Я не побоялся шагнуть в эту профессию» Михаил Ляхов: «Я не побоялся шагнуть в эту профессию» Михаил Ляхов: «Я не побоялся шагнуть в эту профессию» Михаил Ляхов: «Я не побоялся шагнуть в эту профессию» Михаил Ляхов: «Я не побоялся шагнуть в эту профессию» Михаил Ляхов: «Я не побоялся шагнуть в эту профессию» Михаил Ляхов: «Я не побоялся шагнуть в эту профессию» Михаил Ляхов: «Я не побоялся шагнуть в эту профессию» Михаил Ляхов: «Я не побоялся шагнуть в эту профессию» Михаил Ляхов: «Я не побоялся шагнуть в эту профессию» Михаил Ляхов: «Я не побоялся шагнуть в эту профессию» Михаил Ляхов: «Я не побоялся шагнуть в эту профессию» Михаил Ляхов: «Я не побоялся шагнуть в эту профессию» Михаил Ляхов: «Я не побоялся шагнуть в эту профессию» Михаил Ляхов: «Я не побоялся шагнуть в эту профессию» Михаил Ляхов: «Я не побоялся шагнуть в эту профессию» Михаил Ляхов: «Я не побоялся шагнуть в эту профессию»

21 января в Калининградском областном музыкальном театре состоялся очередной показ премьеры нынешнего сезона, спектакля «Королевские игры» по пьесе Григория Горина в постановке Елены Сафоновой. За историей взаимоотношений английского короля Генриха VIII и Анны Болейн с фотоаппаратом в руках наблюдал Денис Туголуков, а с исполнителем главной роли Михаилом Ляховым беседовала Евгения Романова.

— Михаил, это ведь твой первый опыт работы с Еленой Сафновой как с режиссером?

— Да, и это ее первая режиссерская работа в Калининграде. Имя Елены Сафоновой людям, которые интересуются театром, достаточно известно. Она долгое время работала главным художником Тильзит-театра при Евгении Марчелли, потом — в областном драматическом. Позже она поступила в РАТИ/ГИТИС на режиссуру к тому же мастеру, у которого учился и я — Леониду Хейфецу. Сегодня Елена является главным художником Костромского драматического театра и его же режиссером — она сделала там уже больше десяти спектаклей. К ней обратился художественный руководитель Калининградского музыкального театра Валерий Лысенко с предложением поставить что-нибудь у нас, а наш мастер Леониду Хейфец порекомендовал ее как талантливую и перспективную выпускницу. Елена откликнулась с удовольствием и, насколько я знаю, с единственным условием, что главную роль буду играть я. Мне это было лестно, я согласился, хотя и несколько настороженно отнесся и к ее приезду, и к выбору пьесы, и к своему участию. Но в ходе первой недели репетиций все мои сомнения и неуверенности были развеяны. Мы с Еленой очень подружились, и Костромской театр пригласил меня в марте—апреле поставить спектакль «Левая грудь Афродиты» по пьесе Юрия Полякова «Хомо эректус».

— О своей роли в «Королевских играх» расскажи поподробнее.

— Это роль, развивающая меня, можно ее положить в свою профессиональную копилку. Мне кажется, что многое в ней мне удалось, через нее я начал открывать в самом себе какую-то новую глубину. Бывают такие проверочные, этапные роли — что и как ты можешь сейчас, на какие рекорды способен. На тот момент для меня это была роль Генриха VIII в «Королевских играх». Надеюсь, зритель не будет разочарован.

— В каких еще спектаклях музтеатра ты занят как актер?

— Практический во всем серьезном репертуаре. Иногда мне позволяют даже выйти и что-нибудь спеть, не пользуясь микрофоном, например, в таких шоу, как «Гершвин гала» — все-таки у меня есть и какое-то вокальное образование.

— Ты сначала окончил РАТИ/ГИТИС как актер драматического театра, а потом получил образование еще и как режиссер музыкального театра. Решение идти в режиссуру пришло изнутри, или больше ты ориентировался на внешние обстоятельства, потому что был конкретный театр, в котором ты смог бы стопроцентно реализоваться как режиссер?

— Калининградский музыкальный театр был всегда театром разносторонним, и я как актер играл и в мюзиклах и драматических спектаклях, развиваясь в обоих направлениях. Почему пошел в режиссуру? Актерское счастье — это умение выстраивать некий мир внутри себя. Режиссер, помимо своего внутреннего, создает миры внешние, зримые. Зритель либо принимает эти миры, либо отторгает. Если зритель принял режиссерский мир, жил в нем, сострадал, радовался, и в конечном итоге с ним случился катарсис, это замечательно. По таким критериям и делается выбор в пользу того или иного спектакля: впечатлил ли он тебя, захотелось ли проникнуть глубже в созданный режиссером мир. К режиссуре меня подтолкнула какая-то внутренняя необходимость. Я оценил свой потенциал — и не побоялся шагнуть в эту профессию. И кажется, у меня кое-что получается в выстраивании своих собственных миров, в которые я хотел привлекать зрителя.

— Спектакль «Театр одного зрителя» стал твоим первым опытом работы в Калининградском областном драматическом театре. К сожалению, в прошлом сезоне он не шел вообще, что будет в нынешнем? Какова вообще его судьба?

— Это печально, конечно. В этом сезоне он прошел всего один раз, причем, мне пришлось делать два ввода. А не идет он потому, что нерентабелен. Я прекрасно понимаю художественного руководителя драмтеатра: в малом зале всего 60 мест, в спектакле заняты 10 артистов — с точки зрения экономики театра это, видимо, невыгодно. Мне бы очень хотелось, чтобы спектакль шел. Он камерный, интересный, можно было бы его чем-то дополнить. На мой взгляд, в драмтеатре есть место, где можно расположить малую сцену. Думаю, в каждом театре обязательно должна быть малая сцена: и у актеров, и у зрителей есть потребность в камерном общении, когда чувствуешь дыхание друг друга. Есть такие нити в драматургии, которые невозможно передать на зал в 500 или 1000 мест, для этого должны быть созданы определенные условия.

— Будут ли у тебя еще какие-то работы в Калининградском драмтеатре в ближайшее время и в перспективе?

— Михаил Андреев сразу после премьеры моего «Директора театра» предложил мне поставить в облдрамтеатре сказку. 26 мая планируется премьера — такой почти мюзикл для всей семьи «Красная шапочка» по мотивам сказки Шарля Перро. Мне кажется, детский театр сегодня — это театр для всей семьи, залы не должны набиваться только детьми. Для этого надо делать такие спектакли, которые были бы интересны и детям, и папам, и мамам, и бабушкам, и дедушкам. Собственно, в этом и заключается секрет современной голливудской мультипликации: «Шрека» смотрят с удовольствием и взрослые, и дети. Так надо и в театре делать.

— А ты мог бы поставить спектакль с собой в главной роли?

— Сейчас я склонен думать, что это было бы ошибкой.

— Это вообще невозможно для тебя?

— Возможно, но не всегда на выходе получается удачно. Художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин, перед которым я преклоняюсь, не позволяет себе ставить на себя спектакли, а приглашает специального режиссера. Невозможно одновременно быть внутри и видеть со стороны себя и всю картинку в целом. Особенно, если ты играешь главную роль.

— Твоей дипломной работой как режиссера музыкального театра была одноактная опера «Директор театра». Почему выбор пал именно на эту оперу?

— В нашем театре работают и драматические артисты, и солисты. И именно в этой опере было возможно объединение. Когда я узнал историю создания «Директора театра», мне стало обидно за Моцарта. Дело в том, что эта опера была сочинена им для конкурса, но публика ее освистала, а победил в конкурсе Сальери. Вот так! «Директор театра», на мой взгляд, гениальнейшее произведение, а увертюру утром послушаешь — такой сумасшедший заряд на весь день.

— Теперь ты будешь ставить в музтеатре «Богатырей» Александра Бородина. Эта опера, насколько я понимаю, не ставилась вообще?

— Нет, постановки были. В 1867 году, если я не ошибаюсь, состоялась премьера оперы-фарс «Богатыри», но она оказалось неудачной. Как опозоренная, опера была положена Бородиным в стол, и он никогда о ней не упоминал. Ее откопал Таиров в 1936 году, дал «освежить» Демьяну Бедному — тот осовременил ее так, что Молотов со всей своей свитой публично покинул премьеру. Опера опять оказалась — теперь уже не в столе, а на полке с мотивировками «антисоветская», «высмеивание национальных символов», коими являются русские богатыри… Да, с учетом такого опыта постановок, можно сказать, эта опера вообще никогда не ставилась. Мне показалось, что сейчас как раз время ее сделать. Предложил ее Валерий Кирьянов, который должен быть дирижером-постановщиком. У меня в музыкальном театре после «Директора театра» уже сложился имидж режиссера с острым чувством исторической справедливости. И тут я решил вернуть на сцену эту замечательную оперу. Это очень интересная вещь — профессиональная пародия на темы русского фольклора, пародия высшего пилотажа, там много процитированных по-русски отрывков из произведений популярных тогда европейских композиторов… Думаю, что у нас все получится — может, не в этом сезоне, но уж в следующем точно мы устроим этой оперой шикарное открытие сезона.

— Не страшно браться за то, что никто не делал до тебя?

— Боязнь всегда присутствует, страх — движущая сила. Это помогает: сто раз проверишься, сто раз засомневаешься, долго будешь искать более точное, более идеальное решение, но все равно идти к цели.

Текст - Евгения Романова, фото - Денис Туголуков

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]