«Не знаю, что нас дальше ждет»: как выживает социальный бизнес в изолированном Калининграде

Все новости по теме: Малый и средний бизнес
«Не знаю, что нас дальше ждет»: как выживает социальный бизнес в изолированном Калининграде

Среди бесчисленных видов бизнеса отдельно выделяется социальный. Как правило, это предприниматели, которые добровольно берут дополнительную нагрузку и решают, как следует из названия, социальные проблемы. Например, трудоустраивают бывших заключенных, помогают бежавшим от семейного насилия женщинам, занимаются экологическими проектами. Или даже открывают частный детский сад. Есть такие и в Калининградской области — их совсем немного: всего 109 из почти 55 тысяч малых и средних предприятий. В новых условиях полублокады им зачастую приходится куда сложнее, чем прочим, что ставит калининградский социальный бизнес на грань выживания. О них — в материале «Нового Калининграда».

Выяснить, как живут «социальные» предприниматели региона, вызвался помочь профильный фонд «Наше будущее», организовавший пресс-тур для журналистов. «Наше будущее» — близкая к государству организация, когда-то основанная бывшим главой «Лукойла» Вагитом Алекперовым. Фонд в том числе раздает гранты (премии), декларируя задачу «широкого распространения идеи социального предпринимательства». Судя по калининградской статистике, с широким распространением пока получается не очень. Последние события в регионе, пострадавшем от санкций 2022-го едва ли не больше всех в России, тоже этому явно не поспособствовали.


«Ковчег»

Бизнесмен Роман Аранин является руководителем общественной организации для инвалидов «Ковчег». Сам мужчина тоже прикован к коляске после полученной в 2004 году травмы позвоночника. Но, несмотря на трагедию, бизнесмен не опустил руки и вместе с инженером Борисом Ефимовым разработал инвалидную коляску-вездеход. Идея выросла в компанию «Обсервер», которая занимается производством различных устройств для улучшения качества жизни инвалидов, и реабилитационный центр «Ковчег».

«Обсервер» — яркий пример социального бизнеса и крупное производство, он не обделен вниманием властей. Однако и эта компания столкнулась с логистическими препонами в полной мере. «Проблемы в сроках. То, что сроки очень увеличились и стоимость увеличилась. Но, в принципе, если заблаговременно (заказывать комплектующие — прим. „Нового Калининграда“), то ничего нет. Сейчас просто нужно планировать. Немножко подальше у нас горизонт планирования. Если раньше детали заказывали, там сроки месяц, два были, то сейчас бывает три, четыре и более. То есть просто очень заранее приходится это делать. Но на самом деле такая ситуация уже больше года длится, поэтому мы как-то уже приспособились. Сейчас нельзя сказать, что у нас какие-то проблемы есть. Все, что было по плану. Привезти, завезти, растаможить, все как бы хорошо», — рассказывает пресс-секретарь предприятия Юлия Роменская.

Компании в каком-то смысле повезло: проблема импортозамещения для нее не так уж остра. «У нас просто очень большой уровень локализации. и поэтому у нас не такое большое количество товаров, сырья и комплектующих, которые нам приходится в Калининград возить. Просто теперь если заказываем — заказываем большими партиями заранее. Так, чтобы подсчитать, чтобы не оставаться без важных ключевых комплектующих», — поясняет собеседница. В Европу, по ее словам, «одну коляску отправили, никаких проблем не было». В основном продукцию «Обсервера» везут на остальную часть России. «С ней проблем никаких нет», — утверждает Роменская.


«Зеленое дело»

Это проект, который занимается сбором вторичного сырья — такого как пластик, картон, бумага — у населения, офисов, небольших предприятий, сортирует его и отправляет на переработку. Проект существует с 2015 года, многим калининградцам знаком его создатель Олег Пауков, который сейчас работает в государственной компании-региональном «мусорном» операторе ЕСОО («Единая система обращения с отходами Калининградской области»), где курирует программу раздельного сбора отходов. Сейчас дело продолжает Александра Цирульникова.

В год удается собрать 200 тонн картона и чуть меньше пластика, его отдают на переработку и в регионе, и в «большой» России. «Есть проблемы. Скорее не с логистикой, а с границей, потому что приходится делать таможенные выплаты за вывозимое за пределы региона», — отвечает Александра на вопрос по поводу трудностей пересечения границы.

В 2017 «Зеленое дело» получило премию фонда «Наше будущее», что помогло какое-то время держаться на плаву. Но деньги давно кончились. «Тяжело... Тяжело, правда. Иногда бывает, что не хватает денег на выплаты какие-то обязательные. Не знаю, что нас ждет дальше, — рассказывает руководитель проекта. — Мы на самообеспечении. Вот сколько ребята запрессуют, передадут нашему покупателю, столько мы заработаем. Но цены меняются». И меняются они далеко не всегда в лучшую сторону: стремясь выжить в новых реалиях, «переработка» снижает закупочные цены.

«Атмосфера»

Так назвала свой «образовательно-интеллектуальный» центр депутат регионального заксобрания Юлия Таранова. Она же — основатель «Академии гениев», куратор федерального проекта «Код будущего». Центр как раз в этот день открывался в историческом здании бывшей школы в поселке Муромское Зеленоградского округа.

«„Логистика“ — в последнее время это самое, практически, матерное слово в Калининградской области. Конечно же, образовательно-интеллектуальный центр „Атмосфера“ стало сложнее-сложнее-сложнее строить. Но я думаю, как и всем тем, кто что-то строит. Все поняли, что это просто полный... Выросли цены — это раз, второе — мы лихорадочно кинулись покупать цемент... В общем, конечно, и много чего не найти. Здесь все дорого. Я смотрю цены в Москве, в Питере, и мы просто плачем оттого, что большая разница», — комментирует Юлия Таранова корреспонденту «Нового Калининграда» процесс реконструкции здания и связанные с ним проблемы.

Помещения она выкупила (говорит, что в кредит) еще в 2016 году, но тогда «сил и денег» хватило лишь на ремонт крыши и замену окон: «Два года все простояло, и уже деревья с крыши растут, черепица поломалась, местные окна побили. Конечно, в такой ситуации руки опускаются», — говорит она. Фонд «Наше будущее» и правительство Калининградской области выделили еще денег, в 2021 году строительство возобновилось.

На открытии центра присутствует спикер заксобрания Андрей Кропоткин, сам, по официальным данным, в прошлом бизнесмен. Он уверяет, что в конце тоннеля видит свет: «Ситуация, она улучшается. Уже мы полтора года живем в этой ситуации. Изначально у нас ходил только один паром, сейчас у нас уже официально 24 судна ходят. Более 50% грузов уже идет именно по морскому мосту. [...] Ну смотрите, кто-то там в начале года, когда закрыли границы литовцы на многие товары, говорили, что мы тут все будем в западне и ничего у нас не будет. Но зайдите в магазины, зайдите в строительные магазины. Все у нас есть». По словам Кропоткина, «разрываются бывшие контракты, образуются новые контракты», а «логистика — это очень сложный механизм, который вырабатывается не за одну минуту». На вопрос, что делать малому бизнесу, для которого возникшие трудности зачастую непосильны, Кропоткин советует менять пути доставки в наш полуэксклав: «Надо переориентироваться, какую-то другую искать логистику, нужно смотреть».

Текст: Ольга Кадомцева, фото: Юлия Власова, Кадомцева Ольга/ Новый Калининград

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.